ГОСПРОГРАММА «НҰРЛЫ ЖОЛ»: ЗАДАЧИ, ИТОГИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

За три года реализации стало очевидно, что госпрограмма оказывает значительное влияние на рост ВВП страны, способствует созданию новых рабочих мест, увеличению транзитных грузопотоков, появлению современных и качественных автомагистралей, а также улучшению социальной инфраструктуры в целом.

Как все начиналось?

11 ноября 2014 года обращаясь к народу Казахстана с очередным Посланием на предстоящий год, Глава государства объявил о Новой экономической политике — «Нұрлы жол». Она призвана стать двигателем роста казахстанской экономики на последующие годы, а также серьезным шагом на пути в 30-ку наиболее развитых стран мира.

Лейтмотивом Послания стала переориентация экономической политики Казахстана в свете новых вызовов и угроз мировой экономики.

В этой связи были пересмотрены некоторые подходы к формированию экономического роста, а также внесены корректировки в планы развития на предстоящий период.

В качестве основных целей программы были обозначены — создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры по лучевому принципу от Астаны по всем регионам, развитие индустриальной, туристической и социальной инфраструктуры, а также укрепление энергетического сектора.

В ходе реализации в программу были внесены некоторые изменения: в 2017 году направление жилищного строительства перешло в новую госпрограмму «Нұрлы жер», геологоразведка нашла свое отражение в других нормативно-правовых актах. Таким образом «Нұрлы жол» осталась единой большой программой по развитию транспортно-логистической инфраструктуры.

Итоги первого этапа (2015–2016 гг.)

По данным министерства по инвестициям и развитию, с начала исполнения госпрограммы «Нұрлы Жол» в 2015–2016 годах строительством и реконструкцией было охвачено 2 тыс. км автодорог республиканского значения, из которых введено в эксплуатацию 1,3 тыс. км по параметрам I и II технических категорий. При этом в строительных работах было задействовано 75 тыс. человек. Использовано 93% дорожно-строительных материалов отечественного производства.

По проекту «Центр — Юг» в 2016 году завершена реконструкция участков «Астана — Темиртау» и «Алматы — Капшагай» общей протяженностью 275 км. По проекту «Центр — Восток» с начала реализации ввели в эксплуатацию 230 км. дорог. По проекту «Центр — Запад» полностью завершена реконструкция автодороги «Астана — Костанай» и участок «Актобе — Карабутак — Денисовка».

В рамках госпрограммы реализованы важные проекты, способные внести значимый вклад в развитие транспортно-логистического потенциала и экономики Казахстана в целом. Это — МЦПС «Хоргос», СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота», северный проект по развитию порта Актау, новый порт Курык. В частности, в декабре 2016 года в порту Курык был запущен железнодорожный паромный комплекс мощностью 4 млн тонн.

Также произошли значимые институциональные преобразования. Один из примеров — наделение НК «ҚТЖ» новыми полномочиями, в результате чего компания превратилась в мультимодальный международный оператор. В управление компании были переданы аэропорты и порт Актау, созданы предприятия по судоходству, приобретены два сухогруза (в перспективе предполагается довести это количество до 14). Кроме того, в 2016 году был сдан в эксплуатацию крупный транспортно-логистический центр в столице.

В приоритете — строительство дорог

В январе 2017 года в своем Послании «Третья модернизация: глобальная конкурентоспособность» Глава государства отметил, что за прошедшие два года программа «Нұрлы Жол» себя полностью оправдала и поставил задачу по ее дальнейшей реализации как полноценного драйвера экономики.

«В текущем году будет охвачено работами по строительству и реконструкции 4400 км автодорог республиканского значения. Из них до конца года будет введено не менее 600 км с поэтапным внедрением платности.

Для полного раскрытия транспортного и транзитного потенциала страны нужна координация с соседними странами. Необходимо обеспечить свободу транзита грузов, создание и модернизацию транспортных коридоров. Особое внимание нужно уделить управлению транспортной инфраструктурой, повышению уровня сервиса и устранению административных барьеров.

В связи с увеличением объемов перевозок по Транскаспийскому коридору необходимо приступить к реализации второй фазы строительства порта Курык – автомобильного перехода», — говорится в новом Послании.

Направления программы остаются теми же — строительство дорог, подведение инфраструктуры к объектам образования и специальным экономическим зонам, улучшение инфраструктуры субъектов естественных монополий в рамках «Дорожной карты бизнеса – 2020», а также поддержка экспорта.

Сегодня реализация государственной программы «Нұрлы жол» идет полным ходом, в текущем году из государственного бюджета на ее проекты выделено 484 млрд тг. В основном это долгосрочные проекты — автомобильные и железные дороги, водоснабжение, инженерные коммуникации.

Ход реализации программы находится на постоянном контроле Правительства. Так, во время своих рабочих поездок по регионам республики Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев регулярно инспектирует ход реализации программы «Нұрлы жол».

В 2017 году в рамках программы при строительстве автодорог было создано на порядок больше рабочих мест. Так, если в 2016 году из 100 тысяч созданных рабочих мест 70% было направлено на строительство автодорог, то в 2017 году только на строительстве республиканских дорог создано почти 100 тысяч рабочих мест.

27 ноября 2017 года в селе Ельтай Карасайского района был дан символический старт движению поездов по двум путям в обоих направлениях на участке «Алматы — Шу». В Карасайском районе в рамках проекта также были построены новая автодорога «Ельтай — Мерей» протяженностью 2 км и 740-метровый автомобильный путепровод через железнодорожные пути. Его пропускная способность составляет 17 тыс. автомобилей в сутки.

Данный проект имеет большое значение для всей нашей железнодорожной сети, так как участок «Алматы — Шу» один из напряженных. Запуск вторых путей в 4 раза повысит пропускную способность скоростных пассажирских и контейнерных транзитных поездов. Это также облегчит эксплуатацию поездов согласно принятой в 2012 году программе скоростного движения пассажирских поездов.

В целом в 2017 году на строительство автомобильных дорог направлено 255,6 млрд тг, из которых на 1 декабря 2017 года освоено 193,5 млрд тг. В текущем году по объектам реконструкции на автомобильных дорогах республиканского значения открыто движение на 602 км автодорог.

На модернизацию ЖКХ, сетей водо- и теплоснабжения, и водоотведения в 2017 году из средств Нацфонда предусмотрено 51,7 млрд тг. По состоянию на 1 декабря 2017 г. местным исполнительным органам перечислено 49,8 млрд тг, что составляет 100% к плану финансирования.

В 2017 году из запланированных 700 км инженерных сетей построено и реконструировано 686,6 км, из них сетей теплоснабжения 17 км, сетей водоснабжения и водоотведения 669,6 км. В 2017 году из средств Нацфонда на строительство 109 школ выделено 68,1 млрд тг. По состоянию на 1 декабря текущего года в местные бюджеты перечислено 65,2 млрд тг, из них МИО освоено 62,5 млрд тг. К 1 декабрю 2017 года по отчетам акиматов введены в эксплуатацию 64 объекта образования. Также в 2017 году были открыты второй железнодорожный вокзал и новый терминал аэропорта в Астане.

О дальнейших планах

В будущем в рамках «Нұрлы жол» до 2020 года планируется внедрить 6,5 тыс. км платных дорог. В целом к 2020 году реконструкцией и строительством планируется охватить около 7 тыс. км дорог.

До 2020 года планируется завершить участок «Денисовка — Костанай» (114 км). Продолжается реализация по переходящим проектам «Капшагай — Талдыкорган», «Астана — Петропавловск — граница РФ» и «Уральск — Каменка».

Вместе с тем будет увеличено количество транзитных контейнерных перевозок в 10 раз — до 2 млн контейнеров. Запланирован и рост транзитного авиа пассажиропотока в 4 раза до 1,6 млн. Пропускная способность портов в 2020 году должна будет составить 24 млн тонн.

Таким образом, госпрограмма «Нұрлы жол», которая за три года реализации наглядно продемонстрировала свою успешность и важность для экономического роста Казахстана, сегодня выступает гарантом деловой активности, производительности и социально-экономического развития страны, задает темпы и направления данного процесса. 

Источник: primeminister.kz

Поделиться:

  • 8110